Преодоление творческого блока с помощью мысленного потока
Тема, которую я сейчас затрону, близка писателям, копирайтерам и журналистам: творческий блок при написании текста. Я предложу метод, в котором больше метафор, чем буквальностей. Он работает, хоть и требует способности визуализировать мысли.
Когда разум оказывается в плену писательского бессилия, трудно сосредоточиться и начать работу. Как заполнить пустоту в голове и вернуть подвижность пальцам? Кажется, что писать не о чем или просто нет слов, чтобы описать задумку.
Выйти из этого состояния можно несколькими путями. Например, сменить обстановку. Новые впечатления или даже простое перемещение письменного стола в другой угол комнаты может встряхнуть разум и он родит идею. Можно применить мозговой штурм или взглянуть на ситуацию со стороны.
Несколько методов я кратко упомянул в главе «Как быть креативным» моей статьи о развитии творческого мышления. Сегодня речь о подобии мозгового штурма, но более неконтролируемом и оригинальном.
Журналистам и фрилансерам-копирайтерам менять обстановку некогда, им текст нужен здесь и сейчас, времени для получения вдохновения нет. Как быть? Суть в том, что можно обойти творческий блок, перенеся большую часть работы над текстом в плоскость техническую, т.е. редакторскую обработку текста. Данный метод включения креативности даёт результат практически мгновенно, хоть и требует большей постобработки, чем при наличии начальной идеи и строгого плана.
Трюк, позволяющий генерировать много текста за короткий промежуток текста, звучит так: позвольте своим мыслям течь.
Метод мысленного потока
Наши мысли, как и письмо, похожи на поток с определённым ритмом. Как и слова, каждый осмысленный импульс в нашем мозгу следует за предыдущим. Одна мысль ведёт к другой, а затем к следующей и так далее, идя нескончаемым потоком.
Иногда мысли связаны между собой, иногда кажется, что нет. И когда две, казалось бы, разрозненных мысли объединяются, появляется третья. Если внимательно наблюдать за тем, какие мысли появляются в голове, вы поймёте, что каждая имеет свою предысторию. Какой бы случайной она не казалась, вы можете отследить её источник и узнать причину рождения.
Да, таков план действий. Просто перенесите на бумагу все свои мысли. Стопроцентного отсутствия мыслей не бывает (иначе вы бы валялись без сознания), поэтому пробуйте уйти в себя и выхватывайте свои думы. Если при этом вы теряете контекст, вас уводит в сторону, смотрите на фотографии прошедшего события (совет журналистам!) или загуглите фото на тему предполагаемого текста.
Схватив мысль, пускай даже это одна фраза, напишите её и подумайте — почему она появилась? В верном ли направлении она идёт? Если да, держитесь этого курса, записывайте дальше, либо отпустите и начните новый поток.
Часть записей будет похожа на тарабарщину. Не беспокойтесь об этом. Слишком запутанные или излишние мысли можно будет выкинуть так же, как отпускаются ненужные идеи.
Те размышления, за которые нужно держаться, опознать легко: они глубже раскрывают идею вашего текста или вызывают положительные ощущения. Следуйте за ними, обдумывайте, переносите на бумагу новые и зачеркивайте всё поверхностное и обыденное.
Чтобы заметки не превратились в сплошной поток несвязанных слов, нужно держать ум открытым для выбранного ритма и наблюдать за размышлениями как бы со стороны. Абстрагирование даёт несколько иной результат, чем прямой монолог писателя.
Словно безмолвный свидетель, смотрящий на действующих лиц и записывающий все их похождения в блокнот, так и вы отражайте мысли на бумаге. Как ни странно, тогда слова становятся более правдивыми и ясными. Возможно, потому, что каждая мысль будет проходить этап взвешивания, дабы пускать на бумагу только отборные идеи.
Как привести текст в порядок
В зависимости от предпочтений и склада ума, вы либо будете писать (печатать) и редактировать текст сразу, либо позже окажетесь с набором не совсем согласованных предложений.
Это главное отличие от классического метода написания текста. Обычно писатель имеет чёткий план того, что писать. Есть основополагающая идея, словно корень у дерева. История, ведомая выбранной канвой — ствол дерева. От неё, как ветви и листья, отходят уточнения, подробности, отступления. В процессе редактирования писатель отсекает ненужное и дорабатывает существующее.
Когда используется метод потока мыслей, идея зачастую рождается посередине или даже позже. Это проблема, потому что чем больше текста нужно убрать, тем это неприятнее. С желанием сохранить побольше текста нужно бороться, потому что при методе потока мыслей многое из написанного будет лишним.
Например, вы начали писать об открытии новой пекарни, владелец которой печёт круассаны по старинному бабушкиному рецепту, а конечной идеей стали особенности малого бизнеса и нюансы при аренде помещения для кухни. Вам нужно смело отсечь всё не имеющее отношения к основной идее. Даже если текст станет суше, пускай — важнее донести идею, а про круассаны как-нибудь потом.
Либо, если вы писатель со стажем (хотя тогда почему вы читаете этот текст?), можете интегрировать историю предпринимателя в размышления о малом бизнесе. Всё зависит от уровня вашего мастерства и имеющегося времени.
Для написания этой статьи я тоже использовал метод мысленного потока. Сначала прочёл множество статей на Medium о том, как писать тексты, сел и начал обдумывать их. Ухватился за одну мысль (о методе составления скелета текста), отбросил, сосредоточился на другой и пошло-поехало! После сделал перерыв на чай, вернулся к тексту, ужаснулся простыне слов и выкинул 70% напечатанного. Затем дописал тут и там, добавил пример про бизнес и этот вывод. Вуаля — статья готова!
А как вы пишете, когда писать надо (или хочется), но случился творческий блок? Пишите в комментарии ниже, буду рад вашему опыту.