В какой-то момент человечество стало одержимо идеей оригинальности. Мы считаем, что каждый чистый лист нужно заполнять исключительно оригинальными историями и уникальными рисунками. И если узнаём, что наша «совершенно новая» концепция была воплощена кем-то раньше, бросаем работу. Возникает боязнь, что если мы продолжим развивать свою уже не уникальную идею, нас сочтут дешёвым подражателем.
В наши дни крайне сложно быть стопроцентно оригинальными. Да, встречаются личности, выстреливающие уникальную до безумия идею раз в год. Но большую часть времени придуманные идеи, свежайшие на первый взгляд, кто-то уже прорабатывал.
Так что, нужно просто сдаться? Зачем упорно ставить по главу угла креативность, если истинной оригинальности не получится?
Нет, конечно, но нужно кое-что перестроить.
На чём сосредоточиться
Самая большая проблема оригинальности — мы слишком много времени думаем о ней. Но, возможно, излишняя фокусировка на этом блокирует другие аспекты творчества.
Томас Эдисон, одержимый изобретательством (как-никак 1093 патента в США и около трёх тысяч в других странах), не беспокоился о том, чтобы идея была оригинальной. Для него было главным решение проблемы.
Джордж Мартин, работающий над популярной «Игрой престолов», вряд ли переживал о том, что кто-то до него писал фэнтезийные саги. Ведь были уже «Ведьмак» Анджея Сапковского, «Первый закон» Джо Аберкромби, «Властелин колец» Джона Р.Р. Толкина и другие. Писатель сконцентрировался на создании хорошей истории в собственном стиле.
На протяжении веков величайшие творческие идеи рождались через вдохновение лучшими из самых лучших работ. Это не делает их создателей менее креативными. Скорее, говорит о развитии в творческом плане.
Настоящие творцы видят во всём потенциал.
1. Перестраивайте
Когда вы придумываете идею, которая вам сильно нравится, но обнаруживаете, что кто-то неплохо воплотил её в жизнь, задайте себе следующие вопросы:
- Как можно перевернуть идею с ног на голову?
- На чём сосредоточиться, чтобы развить её дальше?
- Какие элементы можно кардинально переделать?
- Что делать, если будут изменены правила или начальные параметры?
- Как использовать эту идею в качестве отправной точки для создания собственной, новой?
- Как я могу сделать это по-другому?
Скорее всего, после продумывания ответов на эти вопросы, вы получите нечто уникальное, даже если вдохновение придёт от чего-то ещё.
2. Сделайте это лучше
Иногда вы можете найти идею, у которой нравится основа, но она уже воплощена в жизнь. Только воплощена как-то не очень, не в вашем вкусе. Это прекрасная возможность задать себе следующие вопросы:
- Что мне не нравится в этой идее?
- Как улучшить некоторые элементы?
- Если бы я её воплотил, как бы это сделал?
Вконтакте — отличный пример такой переработки. Это не первая социальная сеть, а грамотное переосмысливание уже существующих. Это привело её к успеху. Откройте сейчас Фейсбук — совсем не видно общих черт, ведь Вконтакте пошла другим, тоже успешным, путём.
Повторю: речь идёт не о полном копировании. Скорее о доведении до конца недоразвитой идеи.
3. Воплощение в собственном стиле
Как я писал выше, не надо ставить целью оригинальность. Используйте ваши индивидуальные особенности. Ваша работа должна быть созвучна вашему внутреннему голосу. Вот о чём вам следует подумать, чтобы лучше его услышать:
- Как можно охарактеризовать мой стиль?
- Что мне действительно нравится включать во всё, что я делаю?
- К какой эстетике я стремлюсь?
- Какие опыт и ценности формировали меня на протяжении многих лет?
- Какой у меня персональный бренд?
- Что в чужих работах вызывает у меня вдохновение, что я могу адаптировать в своём стиле?
Поскольку вы уникальны, ваша работа неизбежно будет уникальной.
Напоследок
Прожитые события, полученные впечатления составляют наш опыт и нас самих. Будьте открыты для новых идей, вдохновения, смотрите чаще на окружающий мир, и направьте полученные мысли в канву творчества. Именно так рождаются лучшие идеи.
Автор: Дмитрий Татаринцев