Оригинальность мертва

Оригинальность мертва. На чём лучше сосредоточиться?

Поделиться

В какой-​то момент человечество стало одержимо идеей оригинальности. Мы считаем, что каждый чистый лист нужно заполнять исключительно оригинальными историями и уникальными рисунками.  И если узнаём, что наша «совершенно новая» концепция была воплощена кем-​то раньше, бросаем работу. Возникает боязнь, что если мы продолжим развивать свою уже не уникальную идею, нас сочтут дешёвым подражателем.

«Я получаю знание не из одного лишь моего опыта, но и из опыта других.»
Людвиг Витгенштейн, философ

В наши дни крайне сложно быть стопроцентно оригинальными. Да, встречаются личности, выстреливающие уникальную до безумия идею раз в год. Но большую часть времени придуманные идеи, свежайшие на первый взгляд, кто-​то уже прорабатывал.

Так что, нужно просто сдаться? Зачем упорно ставить по главу угла креативность, если истинной оригинальности не получится?

Нет, конечно, но нужно кое-​что перестроить.

На чём сосредоточиться

Самая большая проблема оригинальности – мы слишком много времени думаем о ней. Но, возможно, излишняя фокусировка на этом блокирует другие аспекты творчества.

«Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают все: знания, мысль, воображение.»
Виктор Мари Гюго, французский поэт, прозаик и драматург

Томас Эдисон, одержимый изобретательством (как-​никак 1093 патента в США и около трёх тысяч в других странах), не беспокоился о том, чтобы идея была оригинальной. Для него было главным решение проблемы.

Джордж Мартин, работающий над популярной «Игрой престолов», вряд ли переживал о том, что кто-​то до него писал фэнтезийные саги. Ведь были уже «Ведьмак» Анджея Сапковского, «Первый закон» Джо Аберкромби, «Властелин колец» Джона Р.Р. Толкина и другие. Писатель сконцентрировался на создании хорошей истории в собственном стиле.

«Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую.»
Луи-​Себастьян Мерсье, французский писатель

На протяжении веков величайшие творческие идеи рождались через вдохновение лучшими из самых лучших работ. Это не делает их создателей менее креативными. Скорее, говорит о развитии в творческом плане.

Настоящие творцы видят во всём потенциал.

1. Перестраивайте

Когда вы придумываете идею, которая вам сильно нравится, но обнаруживаете, что кто-​то неплохо воплотил её в жизнь, задайте себе следующие вопросы:

  • Как можно перевернуть идею с ног на голову?
  • На чём сосредоточиться, чтобы развить её дальше?
  • Какие элементы можно кардинально переделать?
  • Что делать, если будут изменены правила или начальные параметры?
  • Как использовать эту идею в качестве отправной точки для  создания собственной, новой?
  • Как я могу сделать это по-​другому?

Скорее всего, после продумывания ответов на эти вопросы, вы получите нечто уникальное, даже если вдохновение придёт от чего-​то ещё.

2. Сделайте это лучше

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.»
Джордж Бернард Шоу, выдающийся ирландский драматург и романист

Иногда вы можете найти идею, у которой нравится основа, но она уже воплощена в жизнь. Только воплощена как-​то не очень, не в вашем вкусе. Это прекрасная возможность задать себе следующие вопросы:

  • Что мне не нравится в этой идее?
  • Как улучшить некоторые элементы?
  • Если бы я её воплотил, как бы это сделал?

Вконтакте – отличный пример такой переработки. Это не первая социальная сеть, а грамотное переосмысливание уже существующих. Это привело её к успеху. Откройте сейчас Фейсбук – совсем не видно общих черт, ведь Вконтакте пошла другим, тоже успешным, путём.

Повторю: речь идёт не о полном копировании. Скорее о доведении до конца недоразвитой идеи.

3. Воплощение в собственном стиле

«Талант – это вера в себя, в свою силу…»
Максим Горький, русский писатель, прозаик, драматург

Как я писал выше, не надо ставить целью оригинальность. Используйте ваши индивидуальные особенности. Ваша работа должна быть созвучна вашему внутреннему голосу. Вот о чём вам следует подумать, чтобы лучше его услышать:

  • Как можно охарактеризовать мой стиль?
  • Что мне действительно нравится включать во всё, что я делаю?
  • К какой эстетике я стремлюсь?
  • Какие опыт и ценности формировали меня на протяжении многих лет?
  • Какой у меня персональный бренд?
  • Что в чужих работах вызывает у меня вдохновение, что я могу адаптировать в своём стиле?

Поскольку вы уникальны, ваша работа неизбежно будет уникальной.

Оригинальность мертва 1

Напоследок

Прожитые события, полученные впечатления составляют наш опыт и нас самих. Будьте открыты для новых идей, вдохновения, смотрите чаще на окружающий мир, и направьте полученные мысли в канву творчества. Именно так рождаются лучшие идеи.

Автор: Дмитрий Татаринцев

Поделиться