Как управлять своим временем 3

Как управлять своим временем

Поделиться

Когда я смотрю на окружающих людей, на то, как они занимаются делами, день за днём проживаю жизнь, то замечаю одну странность: никто из них не использует своё время эффективно.

И я говорю не о тех делах, которые люди мечтают исполнить в своей жизни. У каждого есть такой список, хотя бы мысленный, но речь не о нём.

Повседневные мелочи, которые отнимают наше время: поставить чайник, приготовить салат, посмотреть очередную серию «Игры престолов», погладить рубашку, поход в магазин за продуктами и так далее – на всё это люди тратят так много времени, словно его полные карманы. Но это не так. И дела так не делаются.

Я не имею в виду, что нужно на что-​то забить. Каждодневная рутина обязательна, если вы хотите жить в чистой квартире, вкусно питаться и вообще полноценно жить. Просто к некоторым (почти всем) делам люди подходят неэффективно. Мало кто вообще понимает, в чём причина постоянной нехватки времени.

Для тайм-​менеджмента придумано много методик, о них вы можете узнать на Википедии в статье «Управление временем». Это замечательные способы привнести в жизнь порядок, только есть одно «но», которому подвержено большинство населения планеты:

Люди так сильно хотят, чтобы кто-​то им говорил, что, как и когда делать, что предлагаемые методы начинают исполняться буквально, без оглядки на то, что каждый из нас – личность со своими приоритетами.

Несмотря на то, что практически у каждого человека есть богатый внутренний мир, какие-​то убеждения, мечты и желания, мы подавляем свою индивидуальность и предпочитаем, чтобы выбор делал кто-​то посторонний. Это отражается в любом аспекте нашей жизни.

  • Как расставить мебель в квартире? Есть фэншуй!
  • Какой телефон выбрать в магазине? Есть консультант!
  • Как провести день? Гороскоп подскажет!
  • И так далее.

Если вы полагаете, что избежали подобной участи, вспомните недавний поход за продуктами. Вы брали то, что мерчендайзер положил сверху, или смотрели на даты изготовления и сроки годности, выбирая свежайшее, наиполезнейшее?

Простой способ экономии времени

Универсальной системы организации времени не существует. Наши дни складываются из обязанностей, привычек, работы и отдыха. У разных людей их соотношение будет разным, как и приоритеты.

Как управлять своим временем

Искать баланс надо с умом. Убегая с работы пораньше, чтобы сделать больше домашних дел, вы избавитесь от симптомов, но не вылечите болезнь.

Есть одна методика, которой я придерживаюсь уже лет пятнадцать. Она хорошо себя зарекомендовала, но иногда вводит в ступор мою жену и вообще всех окружающих, потому что в ответ на их просьбу я могу пойти заниматься не тем, о чём меня просили. Зато я всё успеваю вовремя и остаётся время просто расслабиться и отдохнуть.

Свой метод я покажу на примере. Представьте вечер тяжелого рабочего дня. Вы пришли домой, вам нужно заварить чай (поставить чайник), приготовить суп и поесть, посмотреть новую серию Игры престолов и завалиться спать.

Временная линия этих действий выглядит так:

Как управлять своим временем 1

На первый взгляд всё логично. Вы готовите еду, ужинаете, смотрите сериал (читаете книжку, играете – не важно) и отходите ко сну. Если вы видите здесь способ оптимизации, значит, у человечества ещё есть шанс.

Для тех, кто не догадался, объясню: можно выполнить дела так, что получится дополнительное время:

Как управлять своим временем 2

Правда в том, что вы можете делать несколько дел одновременно! Поразительно, что даже практикующие такой способ ведения дел не совсем ясно себе представляют, как их распределять. Люди переоценивают свои возможности, сочетая несовместимые задачи. И у нас получаются ДТП со смертельным исходом, потому что кому-​то захотелось поговорить во время езды.

Вот мои правила тайм-менеджмента:

  1. Придумывайте способы выполнять дела одновременно. Что бы ни утверждали родители в детстве, кушать во время чтения можно. Если сиюминутных сочетаемых дел нет, подумайте о том, что вы планировали сделать в будущем и делайте сейчас.
  2. Расставляйте приоритеты и избавляйтесь от рутины. Какие-​то дела могут подождать, но это не повод отправлять их в долгий ящик. На работе, когда есть несколько мелких второстепенных задач и одна крупная, имеет смысл выполнить одну второстепенную, потом уделить время крупной, сделать перерыв и выполнить вторую не важную, затем вернуться к первостепенной. Так вы не только выполните все дела, но и разнообразите рабочий процесс.
  3. Одни и те же дела выполняйте в одно и то же время. Если это возможно, конечно. Мозг любит постоянство, поэтому настроившись с 8 до 9 вечера уделять внимание хобби, придерживайтесь этого порядка. Так нагрузка будет меньше, чем при хаотичном выполнении дел.
  4. Не отвлекайтесь. Старайтесь организовать работу так, чтобы в самые ответственные моменты вас никто не беспокоил. Незапланированные переключения дел внесут сумятицу и сломают созданную систему.

Не спешите уйти в крайности и совмещать вообще всё. Многочисленные исследования доказывают, что эффективность выполнения дел падает, если их выполнять одновременно.

То есть, если пытаться варить суп и писать текст в блог, скорее всего где-​то можно накосячить или потратить больше времени, чем если бы выполнять действия последовательно. Это правило перестаёт работать, если одно из этих дел – созидательное (готовка), второе – потребляющее (прослушивание аудиокниги), об этом будет дальше.

Дополнительный совет: делайте паузы. Выполнив суммарно 3 – 5 задач, разгрузите мозг. Выпейте чаю, подрегулируйте кресло, просто расслабьтесь хотя бы на пару минут. За это время у вас не только отдохнут тело и разум, но и, возможно, придут какие-​то интересные идеи, полученные из-​за совмещения задач.

Как управлять своим временем 4

Задачи бывают разные

Любое действие можно отнести к одной из трёх групп:

  1. Созидание. Вы что-​то делаете руками или головой. Это требует от вас выполнения ряда действий, которые доведены до автоматизма. В это время ваш разум открыт для обработки новой информации.
  2. Потребление информации. Это процесс принятия чего-​то извне без долгого обдумывания. Прослушивание аудиокниги, просмотр фильма, беседа по телефону – примеры таких действий.
  3. Эксклюзивная задача, требующая всех ваших ресурсов. Вождение машины, общение со своей половинкой, операция на сердце – всё это задачи, для выполнения которых нужна предельная сосредоточенность.

Задачи созидания и потребления можно выполнять одновременно, эксклюзивные нет. Перерывы в выполнении и тех, и других, делать не только можно, но и нужно, чтобы выполнение не превратилось в рутину. Конечно, есть исключения из правил. Важно научиться понимать, какая задача к какой группе относится и как их состыковать.

Также есть условное деление по целям:

  1. Обязанности. Ежедневная рутина, которую нужно выполнить, так или иначе. Почистить зубы, выгулять собаку, убраться в клетке хомячка и вынести мусор.
  2. Работа. То, что мы делаем, чтобы получить материальные блага для воплощения следующего пункта.
  3. Отдых. Это может быть как банальный просмотр сериала, так и занятие самообразованием, хобби.
  4. Привычки. Дела, которые вы периодически выполняете, не задумываясь над тем, на кой вам это нужно, даже если они идут вам во вред. Не раз видел, как в маршрутках при проезде мимо церкви бабушки переставали держаться за поручень и крестились. И неважно, что можно упасть – главное перекреститься!

Задачи с разными целями совмещать нежелательно. Отдых и работа – вещи несовместимые. Обязанности (готовка еды) получится совместить с отдыхом (просмотр сериала), если подобрать дела. А от привычек лучше отказаться, это так называемые хронофаги – крадущие наше время действия.

Как управлять своим временем 5

Эта концепция не для всех

Удивительно, что простая идея сочетать дела, по моим наблюдением, чужда поколению X, более-​менее известна для моих сверстников поколения Y и очевидна молодому поколению Z. Полагаю, всё это связано с тем, что со временем появилось больше задач, связанных с информацией в чистом виде.

Развитие Интернета повлияло на понимание того, что можно выполнять одновременно. Раньше был доступен лишь информационный шум – радио и телевидение. Теперь есть подкасты, Youtube и, что важно, всё можно контролировать: ставить на паузу, повторять и пропускать ненужное. Это добавило новый слой мироздания, лишь частично пересекающийся с физическим миром.

А как вы распоряжаетесь своим временем?

Автор: Дмитрий Татаринцев

Поделиться