Как писать хорошие тексты

Поделиться

Копирайтинг удобен тем, что можно работать из дома, лишь бы был компьютер, интернет и минимум отвлекающих факторов. Но чтобы заработанных денег хватало не только на рацион из одного доширака в день, нужно постоянно повышать уровень мастерства.

Дабы облегчить вам жизнь и избавить от хождения по граблям, расскажу о наиболее частых, практически "детских" ошибках и заблуждениях копирайтеров, мешающих написать хороший текст.

1. Грамотность

Чем меньше опечаток и несогласованностей в тексте, тем проще его прочесть и понять. Логично предполагать, что за написание качественного текста фрилансер получит больше денег. К сожалению, судя по работам на текстовых биржах, "грамотный копирайтер" - это оксюморон.

Я встречал множество людей, искренне убеждённых в своей непогрешимости. Огрехи они называют "авторским стилем" или "допущениями". На самом деле это чушь и нежелание признать себя несовершенным. Эта позиция мешает развиваться.

Никогда не верьте в то, что способны писать без ошибок, если не учились на филолога.

Что же нужно сделать в первую очередь? Возьмите учебник великого и могучего и перечитайте. То, чему вы учились в школе, наверняка забылось, а ведь это необходимые знания.

Рекомендую от М. М Разумовской за девятый класс.
Рекомендую от М. М Разумовской за девятый класс.

Повторение школьного курса позволит пересмотреть прошлые работы свежим взглядом. Вы поймёте,  в чём ошибались и наметите план дальнейших действий.

Если ваша память слаба на запоминание правил, не переживайте. Пользуйтесь онлайн-справочником therules.ru, там обалденно удобный поиск. Понятные примеры и внятное описание правил помогают быстро разобраться в правилах русского языка.

Сайт therules.ru
Сайт therules.ru

Знание великого и могучего - база, благодаря которой вы сможете писать без грубых ошибок. Но чтобы написанное было красивым и изящным, знания правил недостаточно.

2. Согласованность

Одна из самых частых проблем начинающих копирайтеров - нарушение связности. Иногда доходит до абсурда, когда теряется смысл не только отдельных фраз, но целых абзацев.

За образцами далеко ходить не надо. Достаточно глянуть статьи платформы Яндекс.Дзен. Некачественного контента там просто завались! Например, авторы сайта "Bad Android", регулярно появляющегося в ленте Дзена, не удосуживаются проверить даже заголовки.

Семь предсказания Билла Гейтса?
Семь предсказания Билла Гейтса?

Статья про семь предсказаний Билла Гейтса настолько бестолковая, что в одной главе я нашёл три примера проблем.

  1. Повышение производительности... чего?
  2. Абзац не согласован вовсе и не имеет смысла. Скорее всего, это черновая вставка из постороннего поста.
  3. "Улучшение информационного обмена" и "получение информации" - это две сущности, поэтому "будут" вместо "будет".

Чтобы написанное читалось и понималось легко, достаточно перед публикацией или сдачей заказчику вдумчиво прочитать свою работу, задавая вопросы "что?" и "сколько?" после каждого абзаца.

3. Плеоназмы

Это слова, наполняющие предложения избыточным смыслом. Например, во фразе "дополнительные бонусы" какой толк от слова "дополнительные"? И зачем пишут "лично моё мнение", словно мнение из головы может быть не личным?

Будьте кратки. Тексты без воды читаются легко, их смысл ясен.

Кто-то считает плеоназмы допустимым уточнением, но я придерживаюсь иного мнения: это слова-паразиты, отвлекающие читателя.

Плеоназмы коварны из-за способности затесаться куда угодно. Кто бы мог подумать, что во фразе "я пойду гулять со своей компанией друзей" их три: "пойду" (гуляние подразумевает передвигание ножками), "своей" (потому что друзья свои, если не указано обратное) и "компанией", потому что множественное "друзья" сообщает о группе лиц. "Я погуляю с друзьями" - так лучше, не правда ли?

Обороты речи "о том", "что..." также могут быть плеоназмом. Уничтожайте без жалости, если не вредит смыслу.

Исходник
Исходник

Сокращение пошло на пользу, добавив ясности советам:

Результат
Результат

Можно оптимизировать написанное сильнее, объединив повторяющиеся по смыслу пункты, но результат уже можно назвать хорошим.

4. Тавтологии

Плеоназмы и тавтологии - родственные явления. Первые добавляют в текст избыточный смысл, вторые буквально копируют. Когда видите множество "вы" в одном абзаце, много синонимов - это тавтологии, которые нужно уничтожать.

Мне тут скинули ссылку на сайт стройфирмы, оказавшийся сборником всех грехов копирайтера, тавтологий в том числе:

Поискать синонимы фразе "только лучшие" (только - плеоназм, кстати) фрилансеру было лень, получилась халтура.

5. Канцеляризмы

Это псевдоофициальный стиль речи, который используют люди, чья работа не связана напрямую с написанием текстов. Отличительная черта - сложные обороты речи и эмоциональная отстранённость.

Пример со строительного сайта, упомянутого выше.

Нет ничего хуже копирайтера-фрилансера, любящего канцеляризм. Если пропущенные запятые может расставить корректор за отдельную денежку, то текст на канцелярите нужно полностью переписывать.

Если проигнорировать тот факт, что написанное по смыслу сплошной бред, человеческий вариант будет таким:

Чувствуете разницу? Без канцелярита лучше!

Избежать проблем можно правильным восприятием аудитории. Представьте, что читатели - близкие друзья или дети, которым нужно объяснить тему просто и наглядно. Не бойтесь простых фраз и аналогий.

6. Орфография и пунктуация

Частая проблема - ошибки написания слов и неверное понимание того, куда нужно ставить запятые, тире, точки и другие знаки препинания.

Как избавиться от этого недуга? Учебник русского языка, безусловно, даст бесценные знания, но мозг не поставит на нужное место. Печатать, постоянно думая о правилах - то ещё удовольствие. Есть только один гарантированный способ научиться чувствовать ошибки - необходимо читать качественную литературу.

Читайте много художественных произведений. Желательно отечественную классику или качественный перевод книг любого жанра.

Нужно читать текст, гарантировано прошедший вычитку корректором. Мне повезло - в детстве я поглотил много качественных переводов зарубежной фантастики. Гарри Гаррисон, Айзек Азимов, Роберт Шекли, Артур Кларка, Рэй Брэдбери и другие писатели-фантасты не только научили умению мыслить широко, но и привили хороший вкус.

Найдите свои любимые художественные жанры и читайте всё свободное время. Год-другой спустя вы начнёте чувствовать подсознательный дискомфорт при виде ошибок. Написание сложных слов вроде "триангуляции", "сюрреализма", "фантасмагорического" будет даваться легко, проверка в спелл-чекере Word станет излишней.

7. Незнание темы

Последний чипс в пакете всегда самый вкусный. Последний арбуз в сезоне - тоже... Так и с седьмым пунктом - сладкое я приберёг напоследок.

Когда пишете текст, нужно понимать смысл, вникать в тему. Пишете ли вы оригинальный текст (копирайт) или пересказываете своими словами имеющийся (делаете рерайтинг) - всегда следите за тем, чтобы не писать бред. Смысл важен.

Писать достоверные статьи - сложнейшая задача, ведь велик соблазн схалтурить, взяв информацию из непроверенных источников.

У вас три пути:

  1. Игнорировать темы, в которых ничего не понимаете. Невозможно быть экспертом по всему, поэтому потеряете львиную долю заказов.
  2. Научиться критическому восприятию информации.
  3. Смириться и писать бред, не вникая в тему.

Мой выбор - пункт второй. Я отбираю достоверные источники. Вы вправе выбрать что-то другое, тем более в нашу эпоху постправды это мало что значит.

Итого

Хороший стиль - цель, к которой нужно стремиться каждому копирайтеру. Писателю тем более необходимо уметь правильно составлять предложения. Но будем честны - это сейчас не главное. Интернет заполонён некачественными текстами, единственная цель существования которых - продвижение сайтов в поисковой выдаче.

В статье "Копирайтинг: как зарабатывать с удовольствием" я написал, как хорошо работать из дома. Но это не значит, что копирайтером быть просто. Нужно учиться на ошибках и улучшать результат текст за текстом.

Сначала нужно учиться писать нормально. Худо-бедно, но хотя бы без ошибок, лишних оборотов речи и правильно расставляя знаки препинания, чтобы не засорять мозг читателя. А стиль придёт с опытом.

Интересных вам тем и адекватных заказчиков! Делитесь мнением в комментариях.

Автор: Дмитрий Глашков

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *